ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная(коррекционная) школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
I. Информационная справка
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья» образовано 15 августа 1974 года, в соответствии с решением исполнительного комитета Александровск-Сахалинского совета депутатов трудящихся от 18 июля 1974 года № 225. В 2009 г. Школа-интернат была переведена из г. Александровск-Сахалинский в пгт. Тымовское.
В соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 23.12.2010 № 956-р «О создании казенных учреждений создано как государственное казенное учреждение путем изменения типа бюджетного учреждения Сахалинской области и переименовано в Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная(коррекционная) школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Полное наименование: Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Юридический адрес: Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, ул. Парковая, д. 9
Лицензия Серия А № 335996, от 16 декабря 2009 г. Регистрационный № 1082
Режим работы: круглосуточный
В школе на конец года обучались и воспитывались 99 детей . Из них:
Кол-во воспитанников: из них: | 99 |
сироты | 17 |
лишены родительского попечения | 82 |
Пенсия назначена: | |
по инвалидности | 28 |
по потери кормильца | 28 |
Алименты назначены: | 100 |
получают | 11 |
Положено жилье: | 88 |
льготная очередь | 45 |
имеют закрепление жилья | 54 |
Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) учреждении цель создания коррекционного учреждения VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью обучение и воспитание детей с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
II. Цель, задачи работы школы.
Цель: Создать образовательное пространство, обеспечивающее коррекцию, развитие психофизических способностей учащихся, социально-трудовую адаптацию и интеграцию детей в современное общество.
Задачи:
-Обеспечить комплексность в диагностико-консультативной, диагностико -развивающей и лечебно-профилактической работе, способствующей своевременному выявлению и квалификации трудностей в обучении и воспитании.
-Формировать профессиональную компетентность педагогов в осуществлении коррекционно-развивающего обучения с применением современных образовательных технологий, оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия.
-Разработать модель воспитательной системы, обеспечивающей охрану здоровья, социализацию, реабилитацию личности в коллективе, обществе.
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентируются нормативными документами:
Законом РФ «Об образовании»;
Типовым положением о работе специальных (коррекционных) школ VIII вида;
Уставом школы-интерната;
Нормативными документами Министерства образования Сахалинской области;
Учебным планом школы на 2011/2012 учебный год;
Локальными актами школы.
Кадры
В 2011/2012 учебном году учебно-воспитательную деятельность школы обеспечивал педагогический коллектив в количестве 41 человек.
Руководство учреждением: Директор Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по воспитательной работе |
Балашов Роман Геннадьевич Тришина Елена Сергеевна Степанова Олеся Николаевна |
Общее количество педагогов Учителей - начальных классов - среднее звено Социальный педагог Педагог-психолог Логопед Воспитатели Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования Старшая вожатая | 38 13 3 9 1 1 1 19 1 1 1 |
Образование: Высшее Среднее профессиональное |
19 19 |
Категории: Высшая Первая Вторая |
30 4 2 |
Звания, награждения «Почетный работник общего образования РФ» Грамота Министерства образования РФ |
3 2 |
В 2011-2012 учебном году впервые педагоги нашего учреждения проходили аттестацию согласно новому Порядку проведения аттестации, который представляет собой не только реализацию кадровой политики в соответствии с установленными им требованиями к работникам образования, но и способствует повышению трудовой мотивации, стимулированию педагогического труда. Аттестации предшествовало изучение педагогами нормативных документов по проведению аттестационных процедур, требований к подготовке портфолио, квалификационным испытаниям. В отчетном учебном году подтвердили высшую квалификационную категорию, что составляет 8%,следующие педагогические работники : Кизилевич О.Ю., Лухманова О.В., Сливина Т.И.
Награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ» учитель Бережнова М.А.., почетной грамотой Министерства образования РФ воспитатель Дедова Е.Л
III. Учебно-воспитательный процесс
Основными функциями Школы-интерната является:
Создание для детей благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки;
Обеспечение социально-психологической реабилитации и последующей интеграции в общество;
Воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине.
Школа работает по программам для специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, годовым учебным графиком и расписанием занятий.
Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего образования.
Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп и недельной динамики работоспособности требований СанПиНа.
Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется согласно программ и учебных планов для коррекционных школ VIII вида. Учебный план разработан на основе базисного учебного плана РФ в соответствии с особенностями и возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья и ориентирован на осуществление комплексной системы обучения и воспитания, обеспечивающую адекватную подготовку их к самостоятельной жизни в обществе, труду.
Основным профилем трудового обучения является швейное дело (девочки) и столярно-плотницкое дело (мальчики). Для занятий по трудовому обучению учащихся IV - X классов делятся на 2 группы. Программы по трудовому обучению составлены с учетом материальной базы образовательного учреждения.
Учащиеся школы получают психологическую и логопедическую помощь в коррекции и компенсации нарушенных функций: недостатков речи, психического и физического развития. Организованы групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия. ЛФК (I - IV классы), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (I - IV классы), для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся.
На конец 2011-2012 учебного года в школе-интернате обучалось 99 учащихся.
Численность обучающихся
( по ступеням обучения, количество классов по параллелям)
Параллель (классы) | Количество классов в параллели | Количество обучающихся на конец отчетного периода |
1 | - | 1 |
2 | 1 | 3 |
3 | 1 | 7 |
4 | 1 | 4 |
1-4 | 3 | 15 |
5 | 1 | 14 |
6 | 1 | 10 |
7 | 2 | 21 |
8 | 2 | 21 |
9 | 2 | 18 |
5-9 | 8 | 84 |
2-9 | 11 | 99 |
Результаты учебной деятельности учащихся
Параллель | Количество обучающихся на конец отчетного периода | Успевают на конец отчетного периода | Успевают только на «5» | Успевают на «4» и «5» | Переведены в следующий класс
| |
Кол-во | % | |||||
1 | 1 | 1 | Не аттестовываются | 1 | ||
2 | 3 | 2 | - | 2 | 67 | 2 |
3 | 7 | 7 | - | 4 | 57 | 7 |
4 | 4 | 4 | - | 2 | 50 | 4 |
1-4 | 15 | 15 | - | 8 | 53 | 14 |
5 | 14 | 14 | - | 6 | 43 | 14 |
6 | 10 | 10 | - | 6 | 60 | 10 |
7 | 21 | 21 | - | 10 | 48 | 21 |
8 | 21 | 21 | 1 | 8 | 38 | 21 |
9 | 18 | 18 | - | 9 | 50 | 18 выпуск |
5-9 | 84 | 84 | 1 | 39 | 46 | 84 |
2-9 | 99 | 98 | 1 | 47 | 47 | 98 |
В 2011-2012 учебном году на отлично закончил 1 учащийся (Старилов В.) что составляет 1%. На «4» и «5» - 47 учащихся, что составляет 47%. Качество знаний по школе составляет 48%. На повторный год обучения оставлена учащаяся 2 класса Шишмакова В.
Для успешной интеграции наших воспитанников в общество необходимо определить путь и создать условия для целенаправленной социализации воспитанников в школе-интернате через создание модели воспитательной системы.
Для решения воспитательных целей и задач были определены пути реализации по следующим направлениям
- Трудовое воспитание.
- Основы социализации и личностное развитие.
- Охрана здоровья и физическое развитие.
- Основы гражданского самосознания.
- Эстетическое развитие.
- Детское самоуправление
Важнейшим составляющим звеном коррекционно-воспитательной работы школы-интерната являются объединения дополнительного образования. В этом году учреждение получило лицензию на организацию дополнительного образования. Система дополнительного образования нацелена на расширение возможностей самореализации воспитанников и развития их творческого потенциала.
Анализ мониторинга показал число воспитанников занятых в системе дополнительного образования 99 воспитанников, что составляет 100%, в учреждении дополнительного образования ДЮЦ 32 воспитанника, что составляет 32%. В школе интернате действуют шесть объединений по трём направлениям - спортивное, художественно-эстетическое и экологическое. Показателями эффективности работы системы дополнительного образования служит участие воспитанников в выставках творческих работ, участие в районных и областных мероприятиях.
В становлении личности учащихся большую роль играет развитие эстетического воспитания, которое способствует развитию творческих задатков, дарований и талантов. Музыкальный руководитель Шамрикова А.В. огромное внимание уделяет художественному образу воспитанников, их речи, манере держаться на сцене, костюмам. Вся работа направлена не только на формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей воспитанников, но и воспитывает духовно-нравственные качества, через музыкальные произведения. Мероприятия, которые организует Шамрикова А.В. так, же способствуют коррекции эмоционально-волевого, личностного развития детей с ОВЗ. В этом учебном году воспитанники неоднократно выступали с концертами в психоневрологическом интернате для взрослых и психоневрологическом интернате для умственно отсталых детей в с. Кировское. В рамках месячника выезжали с концертом в дом престарелых в с. Михайловка Александровск-Сахалинского района. Наших воспитанников постоянно приглашают в РДК пгт. Тымовское для участия в различных культурных мероприятиях. Особое внимание хотеться уделить, тому, что наши дети в этом году заняли третье место в областном конкурсе патриотической песни «Виктория». Впервые в этом году наши воспитанники приняли участие в областном хореографическом конкурсе танцев «Сахалинская мозаика», где наряду со школами искусств, студиями танцев, наша танцевальная группа заняла третье место в номинации «Народный танец». Для развития творческих способностей воспитанников, школа-интернат приняла участие в грантовом проекте компании «Сахалин-энерджи» «Большие и малые гранты», и здесь талант был, поддержан, школа получила грант, реализация которого поможет осуществлять профессиональную концертную деятельность.
Формирование здоровьесберегающего поведения и физическое развитие является одним из важных направлений в воспитательной работе. Для этого используются различные формы и методы работы: классные и воспитательские часы по здоровьесбережению, дни здоровья, праздники и состязания, спартакиады, кроссы, эстафеты, «Весёлые старты». Для сохранения и поддержания здоровья в школе функционируют спортивные секции. В этом году был проведен месячник здоровья. В течение месячника с воспитанниками было проведено множество различных мероприятий как групповых, так и школьных это видео-лектории, игры, конкурсы и т.д. Итог месячника был подведен организацией мероприятия «Жить здорово-это…». В течение месяца воспитанники групп готовили тематические буклеты, и творческие номера на предложенную тему. Заключительным заданием было командам нарисовать эмблему здорового образа жизни. Подтверждением стремлению к здоровому образу жизни служит активное участие наших воспитанников в различных мероприятиях. В этом году наши ребята приняли участие в легкоатлетической эстафете на приз компании «Сахалин нефтегаз лимитет», среди 18 команд наша команда заняла четвертое место. В районных мероприятиях воспитанники участвуют, постоянно, только в этом году наши воспитанники приняли участие в 11 спортивных мероприятиях, во многих ребята занимали призовые места. Заслуга таких спортивных достижений является работа учителя физической культуры Воробьева П.Н. и постоянное пополнение материально-технической базы спортивного зала.
Для формирования основ гражданского самопознания и культуры безопасного и ответственного поведения в школе организуются различные формы работ.
Традицией в школе-интернате это проведения месячника по оборонно-массовой работе. Второй год проводиться конкурс смотр строя и песни. Каждая группа представила определенный род войск. Месячник по оборонно-массовой работе в этом учебном году был посвящен 200- летию войны 1812года. В силу своих возможностей была подобранна военная одежда. Особенно хочется отметить 5 группу (воспитатель Баранова Н.А. и кл. руководитель Садовникова И.А.),воспитанники были одеты в костюмы гусар. Четкое построение, сдача рапортов и, конечно же, исполнение военной песни под маршировку, лучшими в этом состязании стала 4 группа (воспитатели Кругликова Н.С., М.В. Галактионова и кл. руководитель Воробьев П.Н.). В группе 50 % детей инвалидов детства, несмотря на это воспитанники выполнили самый сложный вид построения, четкость, синхронность выполнения команд говорит о достаточно высокой коррекционной работе с воспитанниками.
Для воспитания гражданского самопознания и формирования эстетического вкуса один день месячника был посвящен военно-патриотической песни. На переменах для учащихся звучали мелодии военных песен. Многие ребята пели.
Формированию гражданского и патриотического воспитания подростков в школе-интернате уделяется особое внимание. В школе-интернате оформлены информационно-правовые стенды: 1.Права человека (статьи Конвенции о правах ребенка), размещен всероссийский телефон доверия для оказания консультативно-психологической помощи. 2. «Я человек Я имею права». В этом году был оформлен еще один стенд по правам детей. На стенде были размещены статьи Конвенции о правах детей, где каждое право детей было представлено в виде их собственных фотографий из жизни, как они используют данные им эти права. С воспитанниками проводятся мероприятия на изучения прав и обязанностей. С учениками 5-9 классов педагогом психологом Васильевой С.П. был проведен урок «Телефон доверия», организованны ролевые игры.
Формирование готовности к самообеспечению на основе труда является целью трудового воспитания. Задачи это - формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда. Включение воспитанников интерната в посильную трудовую деятельность. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации. Задачи решаются, через различные формы педагогического воздействия это трудовые десанты, дежурство, уборка комнат, конкурсы профмастертсва, «Моя комната - мой дом» и т.д.
Школьное самоуправление – это система взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность под руководством ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей. В этом году в школе была организована детская организация «Морская страна», организатором которой, является старшая вожатая Чупрова С.А.. Выборы президента было одно из главных, и в, то, же время ответственных мероприятие. Ребята подошли к этому очень серьезно, кандидаты представили программу работы ученического самоуправления, и после презентации своей кандидатуры прошло тайное голосование. В голосовании приняли участие все воспитанники школы-интерната, независимая комиссия подсчитала голоса, и президент был выбран, им стал, учащийся 9 класса Скаков Александр. Структура детского самоуправления «Морская страна» состоит из четырех адмиралтейств (образование, культуры, спорта и здоровья, чистоты и порядка). У каждого адмиралтейства есть председатель, и члены, а так же определены функции и обязанности. Еженедельно проводились заседания адмиралтейства, где ребята обсуждали различные вопросы, а так же поводили итоги своей работы. В школе-интернате видеться соревнование между классами-группами. Была разработана форма и критерии оценки соревнования. В конце каждой четверти по путеводным дневникам подводились итоги и лучшие получали ценные призы. Самыми интересными призами для воспитанников были это поездка в спортивный комплекс п. Ноглики (бассейн) и игра в спортивном клубе в пейн бол. г. Александровск-Сахалинский.
В этом году ученическое самоуправления впервые приняло участие в областном слете детских и молодежных общественных организаций и объединений, органов студенческого самоуправления «Содружество». Ребята не только общались, но и занимались совместной проектной деятельностью, принимали участие в интерактивных играх, занятиях, а так, же принимали активное участие в акции, которая была организованны в г. Южно-Сахалинске совместно с сотрудниками ГИБДД.
Представленная модель самоуправления рассчитана на коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и учащихся.
Воспитательная работа по группам ведётся систематично, согласно утверждённому календарно-тематическому плану работы. Воспитатели проводят много интересных и полезных мероприятий и воспитательских часов, где отрабатывают у детей механизм контроля над своим поведением, работают над формированием здорового образа жизни, прививают навыки самообслуживающегося труда. Знакомят с законами РФ и правами человека, правилами безопасного поведения в обществе, ПДД, пожарной безопасности, развивают такие черты как трудолюбие, честность, справедливость, патриотизм, ответственность.
Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько воспитательный процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это, в свою очередь, предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения и воспитания. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе. Для того чтобы, коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат. Были определены направления и разработаны критерии уровня социальной компетентности
В школе ведется мониторинг уровня социальной компетентности воспитанников.
Из результатов мониторинга видно, что уровень социальной компетентности в основном повысился во всех группах.
Для формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации воспитанников в обществе в учреждении разработана программа «Мы сами». Для реализации программы в условиях работы «постинтернатной квартиры» было выделено помещение, которое силами учреждение было спроектировано в модель квартиры. С начала учебного года начнется работа по программе «Мы сами».
Воспитательный процесс в школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения